Сменить язык:

Институт органической и физической химии им. А. Е. Арбузова

Обособленное структурное подразделение ФГБУН "Федеральный исследовательский центр "Казанский научный центр РАН"

Пресса и ТВ

Таяну ноктасы 09 февраля '24

На телеканале ТНВ в передаче «Таяну ноктасы» («Точка опоры») выступили и рассказали на татарском языке об успехах ИОФХ наши ученые Кадиров М.К. и Низамеев И.Р.

Алексей Калачев, КазНЦ РАН: «Санкции – это независимая оценка значимости проводимых нами исследований» 08 февраля '24

Лекарство от рака и квантовые технологии — какие еще открытия казанских ученых потрясут мир?

Пресса и ТВ

Казанские ученые разработали проект производства водородных топливных элементов

Казанские ученые разработали проект производства водородных топливных элементовКазанский Институт органической и физической химии им. Арбузова на заседании совета директоров "Татнефтехиминвестхолдинга" 17 февраля презентовал президенту РТ Рустаму Минниханову разработки по созданию водородных топливных элементов. Этот альтернативный источник энергии, который уже начинают использовать за рубежом, но не производится в России, будет актуален уже в ближайшие 5-10 лет. Президент посоветовал институту найти партнера в создании производства топливных элементов, которое может обойтись в зависимости от вида продукции в сумму от 1 до 5 млн евро.

На базе казанского института можно создать производство топливных элементов либо их отдельных деталей, рассказал Минниханову доктор химических наук, профессор Института органической и физической химии им. Арбузова Марсил Кадиров. Топливный элемент, позволяющий получить энергию с помощью расщепления водорода, более чем в два раза эффективнее двигателя внутреннего сгорания - его КПД составляет от 83%, в то время как у обычного двигателя он не превышает 30%.

Такие разработки уже активно применяются в Южной Корее, США, Японии, Бразилии и других странах мира, сказал Кадиров. Например, как сообщил коллегам Минниханов, к 2015 году уже пять мировых автопроизводителей планируют начать выпуск машин на водородных двигателях. В России производство топливных элементов с 2004 года пытался наладить "Норникель", который решил ежегодно выделять на эти разработки 40 млн долларов, однако прекратил работы уже в 2008 году. Тем временем, к 2030 году, по словам Кадирова, мировой рынок топливных элементов только для автопрома составит 60 млрд долларов.

"Сейчас считаю целесообразным сейчас ввязаться в драку за топливные элементы и водородную экономику. Необходимо создать небольшой центр по исследованию и производству мембранных электродных блоков - они уже скоро сильно понадобятся для автомобилей, и у нас уже есть ноу-хау", - заявил ученый.

Казанский институт уже запатентовал миниатюрный топливный элемент, позволяющий вырабатывать от 1 до 5 кВт. В качестве катализатора в нем можно использовать как драгоценные металлы, так и органические материалы. Проблема выбора катализатора для проекта очень актуальна: самый простой катализатор для топливного элемента - платина, однако для массового производства существующих моделей хотя бы только для автопрома мировых запасов платины хватит всего на 15-16 лет. Казанский институт разрабатывает более экономичные варианты использования платины в элементе, а также ищет другие виды катализаторов.

Институт хочет создать как минимум производство мембран для топливных элементов. "К примеру, в Санкт-Петербурге есть институт, разрабатывающий топливные элементы для судов и кораблей, но у них проблемы с мембраной, и они готовы купить у нас", - рассказал ученый президенту. На это производство институту требуется 1 млн евро.

"Второй, более дорогой путь - создание центра по изготовлению топливного элемента на 1-5 кВт. Элемент на 1 кВт можно применять в коттеджах - поначалу он будет дорогой, но можно будет удешевить, а пятикиловаттный - для защиты трубопроводов, например, на Севере, куда очень дорого провести энергию", - сказал Кадиров. Этот проект, на который потребуется 3-5 лет, стоит 5 млн евро.

Выслушав докладчика и осмотрев презентованный топливный элемент, Рустам Минниханов одобрил разработки. "Я думаю, эта тема в ближайшие 5-10 лет будет актуальная. В ближайшее время может серьезно измениться технология двигателей и всего остального", - констатировал президент. Впрочем, о государственной поддержке проекта речи не зашло - глава республики посоветовал ученому найти инвестора самостоятельно. "Может, партнера какого-то найти, как-то правильно выстроить нашу работу", - подытожил он.

http://rt.rbc.ru/tatarstan_topnews/17/02/2014/905579.shtml
17 февраля 2014 г.
РосБизнесКонсалтинг

 

Архив