«Александр Иванович Коновалов — величайшая звезда на небосклоне казанской химической школы», — с такими словами на устах сегодня провожали в последний путь известного профессора КФУ, его бывшего ректора. Проститься с ним пришли сотни ученых, его коллег и учеников, общественников и знакомых. О том, как до последнего Коновалов через борьбу с ковидом искал способ прославить Казань и каким запомнится человек, «бесконечно любивший химию», — в репортаже «БИЗНЕС Online».
«Александр Иванович Коновалов — величайшая звезда на небосклоне казанской химической школы», — с такими словами на устах провожали в последний путь сегодня известного профессора КФУ, его бывшего ректора
«Он смог вдохнуть в людей веру в науку»
Рано утром жизнь у Казанского федерального университета текла в обычном русле. Здания вуза опустели от студентов, переведенных на «дистант» на время «путинских нерабочих дней», еще на прошлой неделе. Единственные учащиеся толпились вокруг КСК «УНИКС», где сегодня проходил последний отборочный день на республиканскую «Студвесну». Молодым людям, как они признались корреспонденту «БИЗНЕС Online», совсем не было дела до того, почему на парковке возле второго корпуса одиноко стоял черный катафалк, который с раннего утра приготовили для бывшего ректора Казанского университета, выдающегося ученого Александра Коновалова.
Примерно за час до начала церемонии прощания в мраморном зале второго корпуса царила «рабочая» суета последних приготовлений. Устанавливалась аудиоаппаратура, выставлялись стулья для участников церемонии, настраивалась траурная музыка, под которую планировалось провести гражданскую панихиду. Гроб с телом Коновалова разместили в самом центре зала, у лестницы на второй этаж, прямо под портретом Владимира Ленина. Рядом освободили место для многочисленных госнаград академика и цветов. Чуть поодаль за столиком на всякий случай дежурила бригада скорой помощи. Вдоль стен тянулись многочисленные вереницы венков, украшенные черными траурными лентами.
Постепенно в фойе здания стали накапливаться люди с красными гвоздичками. Охрана университета строго-настрого следила за термометрией посетителей и соблюдением правил масочного режима и социальной дистанции. И если о первом никому не надо было напоминать, то вторым правилом все активно пренебрегали, объединяясь в группы, в которых между собой обсуждали и вспоминали, каким был Александр Иванович.
«С давних пор знаком с Александром Ивановичем. Я был студентом и сдавал ему экзамены, когда он преподавал у нас органическую химию. Он не всегда принимал экзамены, но мы оказались в числе тех счастливчиков, — поделился с нами воспоминаниями руководитель Института органической и физической химии им. Арбузова Андрей Карасик. — Потом мы уже пересеклись в институте Арбузова. Я туда ушел сразу после окончания вуза, а Александр Иванович пришел в 1990 году и был выбран директором института. Он оказался директором института в самые тяжелые годы. Это перестройка, нехватка ни финансирования, ни реактивов, ни оборудования — ничего. Но он смог вдохнуть в людей веру в науку, вдохновить их. Благодаря ему многие ученые не ушли из науки, а остались в ней. И сейчас как раз те, кто остался, составляют костяк нынешнего института Арбузова».
Иван Стойков рассказал, как навсегда вбились в память лекции и выступления на научных конференциях, когда все слушали Коновалова, разинув рты, а тот непринужденно доставал из портфеля сложенные в оригами модели молекул
По словам Карасика, Коновалов до последнего дня был предан своему делу. Несколько месяцев назад, когда Александр Иванович уже совсем болел, они созванивались. «Он позвонил и говорит: „Андрей Анатольевич, в печати появилось сообщение, что диуцифон может помогать при ковиде…“ А диуцифон — это препарат от проказы, который разрабатывался в нашем институте в 70–80-е годы», — рассказал Карасик. По его словам, Коновалов до последнего был так увлечен и предан казанской химической школе, что до последнего дня думал о том, как ее прославить. Последнее его увлечение — изучение свойств растворов со сверхмалыми концентрациями биологически активных веществ, которые могут принести пользу и в борьбе с коронавирусом. «Он был таким всегда. Бескомпромиссным, сильным. Руководитель, ученый — светило мирового уровня, который чувствовал веяния новой науки», — отметил Карасик.
«Александр Иванович Коновалов — величайшая звезда на небосклоне казанской химической школы. Руководитель, за которым не одно поколение химиков шло вперед. Это научное светило, которому удалось взглянуть вперед. Человек, научный гений, который мог видеть, куда движется современная наука. Благодаря этому он готовил учеников. Благодаря этому казанские химики двигались по передовому краю науки. Человек колоссальной любви к химии, науке, — поделился директор Химического института им. Бутлерова КФУ Иван Стойков. Он рассказал, как навсегда вбились в память лекции и выступления на научных конференциях, когда все слушали Коновалова, разинув рты, а тот непринужденно доставал из портфеля сложенные в оригами модели молекул. Тогда не было 3D-печати, компьютеров, и трудно было объяснять студентам сложные химические процессы без визуализации. Александр Иванович с помощью оригами успешно с этим справлялся.
«У любого человека должен быть крепкий тыл, — заметил Стойков. — Людмила Константиновна, его супруга, которая его понимала, поддерживала… Это была очень сильная любовь. Представьте себе, что он все эти годы сочинял и читал ей стихи, признания в любви. То есть это настолько искренняя и преданная любовь, что… У меня он ассоциируется человеком, который бесконечно любил химию и свою супругу, свою семью».
Ильшат Гафуров: «Именно здесь он прошел большой путь становления как ученого и педагога — от студента до ректора Казанского тогда государственного университета»
«В скорбные дни о таких людях, как Коновалов, говорят: «С ними, к сожалению, уходит эпоха»
Проститься с Коноваловым сегодня пришли несколько сотен человек — всех их мраморный зал второго корпуса едва смог вместить. Гражданскую панихиду проводил ректор КФУ Ильшат Гафуров. Было бы странно, если бы университет не взял на себя весь груз забот о проводах своего известного деятеля. «Позавчера перестало биться сердце замечательного питомца Казанского университета, выдающегося ученого, педагога, наставника, общественного деятеля, академика Александра Ивановича Коновалова. Большая часть жизни Александра Ивановича была связана с Казанским университетом. Именно здесь он прошел большой путь становления как ученого и педагога — от студента до ректора Казанского тогда государственного университета», — рассказал Гафуров, открывая церемонию.
Он кратко прошелся по основным вехам биографии Коновалова — от его 11-летнего ректорства в Казанском университете до основной работы в КазНЦ РАН, подчеркивая, что ученый всегда поддерживал теплые отношения со своей альма-матер. Не раз, признался Гафуров, и он обращался к своему наставнику за советом по управлению университетом и вспоминал с ним встречу, когда вместе с президентом РТ Рустамом Миннихановым вручал ученому престижнейшую премию им. профессора Марковникова.
Фарид Мухаметшин: «Александр Иванович талантливо жил и успешно трудился»
От лица руководства Татарстана выступил спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин. По его словам, в высоких республиканских кабинетах с глубоким прискорбием узнали о смерти Коновалова — человека, который прожил «достойную, честную и очень активную и эффективную жизнь как ученый и депутат различных парламентов». «Я помню эти годы, поскольку были всегда рядом. Он был депутатом Верховного Совета ТАССР, был депутатом Верховного Совета СССР, состоял в активе нашей республики и страны в целом», — вспоминал спикер. Он, как и многие на церемонии, долго пересказывал основные вехи биографии ученого, подчеркивая его главные таланты — способность объединять людей, ораторские способности и умелое сочетание фундаментального с прикладным. «В скорбные дни о таких людях, как Коновалов, говорят: „С ними, к сожалению, уходит эпоха“. И это действительно так. Александр Иванович талантливо жил и успешно трудился», — подчеркнул Мухаметшин.
Несколько с иной стороны рассказал о Коновалове руководитель АН РТ Мякзюм Салахов, чьи тесные отношения с покойным сложились еще с 80-х годов. «Многие здесь знают, что, будучи еще доцентом, Александр Иванович являлся председателем оргкомитета по строительству жилого дома на Галеева. Благодаря ему и его усилиям был впервые возведен методом народной стройки такой дом», — вспоминал спикер, приписывая Коновалову фразу: «Ответственность ответственных работников». По словам Салахова, именно Коновалов, который всегда заботился о престиже Казанского университета, стоял у истоков и его АН РТ.
«С ним уходит, действительно, эпоха», — заметил также выступавший сегодня действительный член РАН по отделению химии и наук о материалах, академик Олег Синяшин. Сохранение и развитие российской академической науки, ее материальной базы, создание новых научных направлений и школ, например в области супрамолекулярной химии, учреждение престижной Арбузовской премии в органической химии, сбор на международный съезд в Казань в 2003 году всей элиты науки, включая двух нобелевских лауреатов, — лишь малая часть перечня заслуг Коновалова в выступлении Синяшина. «История еще даст свою оценку роли, которую он сыграл для развития науки. Светлая память Александру Ивановичу. Мы будем видеть его в его трудах, его учениках, развитии его научных школ», — отметил спикер.
Коновалов придавал особое значение интеграционным проектам и развитию единой телекоммуникационной сети, объединяющей институты казанского научного центра, Академии наук РТ и вузы Казани, отметил и. о. директора казанского научного центра РАН, профессор, доктор физико-математических наук Алексей Калачев. Он подчеркнул, что начинания Коновалова, выступавшего за тесную кооперацию академических институтов Казани, в конечном счете и воплотились в создание центра, который он сейчас возглавляет. «Думаю, что Александр Иванович всегда этого очень хотел и был рад видеть, как эта идея, его мечта воплощается в жизнь», — добавил профессор.
КФУ организовал автобусы, которые сопроводили всех желающих до Арского кладбища. Оттуда — на поминальный обед в столовую физического корпуса вуза
«При нем много всего было построено, но он мне говорил, что главным его детищем в университете стало…»
Затем Гафуров передал слово одному из учеников бывшего ректора КГУ, профессору КФУ Игорю Антипину. Тот охарактеризовал Александр Ивановича, своего наставника, тремя буквами «у»: «Ученый, учитель и управленец». По словам спикера, Коновалов был человеком «необычайной смелости» и мог решать самые сложные задачи, четко чувствовал «пульс науки».
«Он был вообще выдающимся руководителем, которому повезло, правда, в кавычках. Он работал ректором в 80-е годы прошлого столетия, а директором Института органической и физической химии — в 90-е. Может, молодежь не знает, но это годы перестройки, их называют „лихие годы“», — рассказал Антипин и указал, что зарплата научного сотрудника в то время составляла $10 в месяц. «И при этом университет в его годы, а затем институт развивались интенсивно. Я много беседовал с Александром Ивановичем и могу сказать: при нем много всего было построено, но он мне говорил, что главным его детищем в университете стало строительство культурно-спортивного комплекса „УНИКС“, на который он потратил 10 лет. В то время построить новый комплекс, без которого сейчас мы не представляем университет, удалось благодаря его выдающимся способностям», — указал Антипин.
По его словам, в 90-х, когда «финансирование сыпалось», Коновалов смог дать импульс развитию химического института и созданная тогда база используется до сих пор. На этом список заслуг не окончился. Профессор еще раз напомнил, что Коновалов был выдающимся певцом, поэтом и оратором, который мог «зажечь аудиторию».
Чуть больше часа к микрофону выходили коллеги и ученики Коновалова. Многие не сдерживали слез, рассказывая о том, сколь достойную жизнь прожил Александр Иванович. После того как, казалось бы, все слова были сказаны, собравшимся позволили подойти к гробу и попрощаться с ученым. Для этого в зале выстроилась многометровая очередь. Последними с Коноваловым прощались его родные: дети и внуки.
Позже для всех КФУ организовал автобусы, которые сопроводили желающих до Арского кладбища. Оттуда — на поминальный обед в столовую физического корпуса вуза.