Пресса и ТВ
Крысы с плохой памятью выведут Татарстан на мировой рынок лекарственных разработок
К 2018 году в Казани уже планируют выпуск новых лекарственных препаратов, разработанных на базе Международного научно-инновационного центра нейрохимии и фармакологии при ИОФХ им. А. Е. Арбузова КазНЦ РАН. Основанием так полагать стала победа в конкурсе от Российского научного фонда, которая принесла Татарстану 312 млн рублей на развитие науки. К 2016 году центр уже освоил 100 млн рублей, 62 млн из которых были потрачены на модернизацию и реконструкцию микробиологического корпуса с виварием. Корреспондент «Реального времени» осмотрел обновленные лаборатории, следуя за Рустамом Миннихановым.
Водный лабиринт Морриса и сыворотка правды для крысы
В 2015 году Российский научный фонд выделил 100 млн рублей на организацию Международного научно-инновационного центра нейрохимии и фармакологии при Институте органической и физической химии им. А. Е. Арбузова Казанского научного центра РАН. Часть из этих средств была направлена на реконструкцию микробиологического корпуса и его переоснащение. Собственно, по отремонтированным кабинетам, где с недавних пор установлена ультрасовременная техника, и водили президента РТ Рустама Минниханова, министра здравоохранения Аделя Вафина, министра образования Энгеля Фаттахова, ректора КФУ Ильшата Гафурова и других VIP-гостей. Им показали, как проходит работа над созданием новых лекарственных средств от болезни Альцгеймера, заболеваний печени и других, не менее важных лекарственных препаратов.
В одном из кабинетов делегации продемонстрировали водный лабиринт Морриса. Крысу помещают в специальный бассейн, наполненный подкрашенным сухим молоком, где в одном месте находится небольшая платформа. Из-за мутной воды подопытная не видит эту платформу, но в ходе тренировок должна запомнить ее местоположение. При этом животному вводят препарат, который вызывает нарушения памяти, и испытывают на нем различные разработанные вещества.
Крысе, которой посчастливилось поплавать перед президентом Татарстана, для расстройства памяти впрыснули скополамин – вещество, которое есть в составе сыворотки правды. Это знакомое словосочетание, в отличие от научных терминов, вызвало бурную реакцию присутствующих. Во время презентации опыта на крысу возлагали большие надежды, но, видимо, испугавшись большого скопления людей и вспышек фотокамеры, животное окончательно дезориентировалось и так и не нашло заветную платформу. Рустам Минниханов эти 90 секунд, пока животное барахталось в воде, поглядывал на экран компьютера, стоящего рядом с установкой, — на мониторе отображалось все, что происходит в бассейне.
Президенту РТ также показали лабораторию, где он сам заглянул в микроскоп, чтобы рассмотреть больные клетки печени. Всего в ходе осмотра делегация обошла три блока и закончила встречу совещанием, куда для журналистов вход был закрыт.
62 млн на разработку лекарств
Как узнал корреспондент «Реального времени», конкретно на модернизацию и реконструкцию микробиологического корпуса с виварием (помещением для разведения подопытных животных) было выделено 62,2 млн рублей. На реконструкцию здания общей площадью чуть более 1 тыс. кв. м потрачено 25,7 млн рублей, на уникальное научное оборудование — 36,5 млн рублей. Из 62,2 млн средства Российского научного фонда составляют 37,8 млн рублей, 13,3 млн — средстав учредителя (ФАНО России), 7,7 млн рублей инвестировало ОАО «Связьинвестнефтехим», а оставшиеся 3,4 млн рублей – чистая прибыль ИОФХ.
Всего в рамках программы, в которую в числе 16 победителей вошел и Международный научно-инновационный Центр нейрохимии и фармакологии, на развитие центра планируется выделить 312 млн рублей. Модернизация материально-технической базы и реконструкция помещений ИОФХ должна быть завершена к 2018 году. Предполагается, что это позволит начать собственное производство лекарственных препаратов для российского фармацевтического рынка и получать наукоемкую продукцию мирового уровня. Также планируется, что объем средств от продажи лекарств вырастет в два раза.
«Такое многолюдье я наблюдаю первый год»
Подробнее об изменениях, которые произошли в микробиологическом корпусе, «Реальному времени» рассказал старший научный сотрудник ИОФХ Константин Петров. За последний год для центра было закуплено как российское, так и зарубежное оборудование, аналогов которому в России практически нет. Денежные вливания в центр положительно сказались и на зарплатах его сотрудников. Вся молодежь, которая сейчас работает в центре (а ее там немало), привлечена именно в рамках программы Российского научного фонда.
— Такое многолюдье я наблюдаю первый год. Еще пару лет назад все было не так: не было ставок, молодые люди заканчивали учебу и не имели возможности продолжить заниматься своим делом. Сейчас политика изменилась. Есть заинтересованность государства, заинтересованность правительства Татарстана, заинтересованность руководства института, — говорит Константин Петров.
Сейчас работа в институте ведется по трем основным направлениям: поиск новых лекарственных препаратов для лечения заболеваний центральной и периферической нервных систем, антимикробное направление – изучение бактерий и антигрибковых; третье направление — это восстановительная регенерация. Здесь в первую очередь речь идет об изучении регенерации печени и нервных тканей. Одна из глобальных задач центра – разработка новых лекарственных средств, от конструирования молекулы до получения готового результата. При этом собеседник издания уверен, что конкурировать с создающимся на базе КФУ центром их институт не будет.
— Наверно, мы будем работать сообща. У нас в институте работают свои люди, которые высказывают свои идеи. В КФУ работают свои ученые. В этом нет конкуренции. Таких людей настолько мало, что они все друг друга знают, по крайне мере, в рамках региона. Они не могут конкурировать между собой. Создание лекарства – это большая удача, — уверен Петров.
По его словам, на создание лекарства уходят десятки лет, в Татарстане лекарства не создавались с 90-х годов. Петров надеется, что к 2018 году центр создаст новые лекарства, которые помогут миллиардам человек.
Мария Горожанинова
Архив