Сменить язык:

Институт органической и физической химии им. А. Е. Арбузова

Обособленное структурное подразделение ФГБУН "Федеральный исследовательский центр "Казанский научный центр РАН"

Пресса и ТВ

Таяну ноктасы 09 февраля '24

На телеканале ТНВ в передаче «Таяну ноктасы» («Точка опоры») выступили и рассказали на татарском языке об успехах ИОФХ наши ученые Кадиров М.К. и Низамеев И.Р.

Алексей Калачев, КазНЦ РАН: «Санкции – это независимая оценка значимости проводимых нами исследований» 08 февраля '24

Лекарство от рака и квантовые технологии — какие еще открытия казанских ученых потрясут мир?

История и философия науки

 


 

Актуальные проблемы философии науки: учебное пособие / М.И. Терехина [и др.]. - М.: Флинта: Наука, 2015. - 144 с.

 

Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой кандидатского экзамена по истории и философии науки. Основное внимание уделено философскому анализу современных проблем науки как специфической системы знания, формы духовного производства и социального института; методологии научного исследования; роли науки в жизни человека и общества.

Для аспирантов и соискателей, готовящихся к кандидатскому минимуму, а также для научных работников и всех интересующихся проблемами философии науки. 

 


 

Борзенков, В.Г. Философия науки. На пути к единству науки: учебное пособие / В.Г. Борзенков. - М.: КДУ, 2008. - 320 с.

 

В пособии рассматривается широкий круг вопросов: от формирования философии науки в её современном понимании, вопросов природы, структуры и динамики науки до важнейших вопросов философских оснований науки в целом, таких, как причинность и телеология, наука и ценности, объяснение и понимание.

Учебное пособие предназначено для изучающих и преподающих курс «История и философия науки».

 


 

Борисов, С.В. Наука глазами философов: Что было? Что есть? Что будет?: учебное пособие / С.В. Борисов. - М.: Флинта: Наука, 2015. - 366 с.

 

Специфика данной книги в том, что она дает читателю возможность погрузиться в философскую рефлексию по поводу истории и методологии науки. Читатель вовлекается в процесс философствования посредством диалоговой формы изложения материала.

Для студентов и аспирантов, изучающих дисциплину "История и философия науки", а также для тех, кто готовится к экзаменам кандидатского минимума.   

 


 

Вернадский, В.И. Философия науки. Избранные работы: учебное издание / В.И. Вернадский. - М.: Юрайт, 2019. - 459 с.

 

В книге публикуются последние работы В.И. Вернадского «Научная мысль как планетное явление» и серия очерков, объединенных под заглавием «Пространство и время в неживой природе», которые в 1975 и 1977 гг. были изданы под общим названием «Размышления натуралиста». Издание содержит, кроме того, малоизвестные фрагменты незавершенных работ, наброски речей и докладов, выдержки из дневников и писем ученого, в которых обсуждаются философские и социальные вопросы науки.

 


 

История и философия науки: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Н.В. Бряник [и др.]; под общ. ред.: Н.В. Бряник, О.Н. Томюк. - М.: Юрайт; Екатеринбург: Изд-во Урал.  ун-та, 2019. - 290 с.

 

В пособии рассматриваются вопросы истории науки от зарождения до современной стадии постнеклассической науки, эволюция и основные концепции современной философии науки, а также философские проблемы основных подсистем науки математических, естественных, социальных, гуманитарных и технических наук. В книгу также вошли концептуальные фрагменты избранных философских текстов, позволяющие читателям составить представление о состоянии и проблемах отечественной и зарубежной философии науки XX-XXI вв.

 


 

Канке, В.А. Философия математики, физики, химии, биологии: учеб. пособие / В.А. Канке. - М.: КНОРУС, 2011. - 368 с.

 

Рассматриваются актуальные проблемы и новейшие тенденции развития философии математики, физики, химии и биологии. Особое внимание уделяется концептуальным переходам внутри теории, а также интертеоретическим и интеротраслевым отношениям. Компактность изложения сочетается с концептуальной и дидактической ясностью.

Для студентов старших курсов университетов, магистрантов и аспирантов. Представляет интерес для философов, математиков, физиков, химиков, биологов, а также для широкого круга читателей.

 


 

Канке, В.А. Философские проблемы науки и техники: учебник и практикум для магистратуры / В.А. Канке; Обнинский институт атомной энергетики НИЯУ МИФИ. - М. : Юрайт, 2019. - 289 с.

 

В учебнике обстоятельно и интересно представлены наиболее актуальные философские проблемы всех двадцати отраслей современной науки и техники. Излагаются идеи ведущих философов науки России и зарубежных стран. Автор опирается на концепции, разработанные им в нескольких десятках научных и учебных монографий, в частности на теорию концептуальной трансдукции.

 


Кохановский, В.П. Основы философии науки: учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский [и др.]. - Ростов н/Д: ФЕНИКС, 2007. - 603 с.

 

Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой кандидатского экзамена «История и философия науки».

Основное внимание уделено философскому анализу науки как специфической системы знания. Рассмотрены общие закономерности развития науки, ее история, структура, методология научного исследования, актуальные проблемы философии науки, роль науки в жизни человека и общества, перспективы ее развития.

Пособие рассчитано на аспирантов и соискателей, готовящихся к экзаменам кандидатского минимума, а также на научных работников, студентов и всех желающих составить собственное представление о философской рефлексии над развитием науки.

 

 

 

 

 

 

Курашов, В.И. История и философия медицины в контексте проблем антропологии: учеб. пособие / В.И. Курашов. - М.: КДУ, 2012. - 368 с.

 

Данная книга - современное учебное пособие, в котором изложены естественно-научные, философские и религиозные взгляды на антропологию, медико-биологические науки и медицинскую практику. Рассматривается познание человеком самого себя и своего места в мире в контексте общих проблем здоровья и болезни, жизни и смерти, физического и морального добра и зла, методологических проблем диагностики и лечения. Автор, опираясь на многочисленные медицинские, духовные и философские труды, а также на результаты собственных историко-философских исследований, убедительно доказывает, что история и философия медицины - область, которая полезна не только для медика-теоретика, но и медика-практика. Главный постулат пособия - эффективно лечить человека без знания антропологии, методологии науки, общих принципов лечения и их истории невозможно - многократно подтверждается как знаменитыми мыслителями прошлого, так и современными специалистами.

Пособие предназначено для студентов (бакалавриат и магистратура) по дисциплинам "История медицины" и "Философия медицины", для аспирантов и соискателей медицинских учебных и научных учреждений для подготовки к кандидатскому экзамену "История и философия медицины", а также будет интересно медицинским работникам в качестве источника знаний общенаучных методологических принципов. Фундаментальность проделанного автором исследования и легкий насыщенный язык позволяют также рекомендовать книгу широкому кругу читателей, интересующихся вопросами духовного и телесного здоровья и долголетия.

 

Курашов, В.И. История и философия химии: учебное пособие / В.И. Курашов. - 2-е изд. - М.: КДУ, "Университетская книга", 2019. - 354 с.

 

Книга заполняет вакуум, который имеет место между неполнотой конкретного содержания работ философов науки и неисчислимым богатством содержания естественных наук в их многовековой истории. Второе издание исправлено и дополнено на основании многолетнего опыта работы автора в вузах. Наряду с литературными источниками автор опирался на опыт работы и результаты собственных исследований и сотрудничества со специалистами в областях химии, физики, физической химии, биофизики, биохимии и биотехнологии.

Учебное пособие предназначено для всех уровней высшего образования при изучении дисциплин «Концепции современного естествознания», «Философские проблемы науки и техники», «История и философия науки», «История и философия химии». Пособие будет полезным для учителей средних школ и для широкой аудитории читателей.

 

 

Курашов, В.И. Начала философии науки: учеб. пособие для студентов вузов, / В. И. Курашов. - 2-е изд. - М. : КДУ, 2007. - 447 с.

 

Это современное учебное пособие и монография с углубленным вхождением в интердисциплинарную систему научно-философских знаний. Важной особенностью данного издания является то, что в нем раскрываются принципы познавательной деятельности в контексте истории науки.

Предназначено для студентов университетов, обучающихся по направлению «Философия». Пособие включает некоторые разделы общеобразовательной дисциплины «Философия» и многие разделы дисциплины «Концепции современного естествознания». Представляет интерес для аспирантов при подготовке к кандидатскому экзамену по дисциплине «История и философия науки» и для всех, кто задается философскими вопросами о мироустройстве.

 

 

 

 

 


Курашов, В.И. Теоретическая, социальная и практическая философия: учебное пособие / В.И. Курашов. - М.: КДУ, 2016. - 450 с. 

 

В пособии в предельно краткой форме представлены основы философских знаний, относящихся к онтологии и теории познания, истории философии, философской антропологии, социальной философии, взаимосвязи философии с наукой, религией, интеллектуальной культурой и культурой повседневности. Издание является своеобразной авторской энциклопедией философских знаний и находится в преемственной связи с предшествующими изданиями автора. Издание является одновременно учебным пособием и научной монографией.

Оно предназначено для студентов бакалавриата и специалитета при изучении дисциплины "Философия" и для магистратуры при изучении дисциплин "Философские проблемы науки и техники", "Философия и методология науки", для аспирантуры при изучении дисциплины "История и философия науки", а также для освоения различных дисциплин теоретической, практической и социальной философии студентами философских факультетов университетов. Представляет интерес для профессиональных философов и для всех, кто задается вопросами о мироустройстве и месте человека в нем.

 


 

Курашов, В.И. Философские афоризмы и житейские мудрости: научно-популярная литература / В.И. Курашов. - М.: КДУ, 2018. - 48 с.

 

Книга содержит признанные в научных кругах и среди широкой общественности афоризмы и высказывания о философии, науке, образовании, здоровье и медицине, о счастье, смысле жизни, любви и семейных отношениях, о молодости и старости, обществе и его ценностях, об отношении к себе и принципах повседневной жизни.

Издание может быть использовано как учебное пособие при изучении философских дисциплин в университетах, а также как источник и повод для размышлений о нашей жизни.

 


 

Лебедев, С.А. Философия науки: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / С.А. Лебедев. - 2-е изд. - М. : Юрайт, 2019. - 299 с.

 

Пособие соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения и программе кандидатского экзамена для аспирантов и соискателей по дисциплине "История и философия науки". Учебное пособие состоит из двух частей: в первой изложено теоретическое содержание общей философии науки; во второй даны дидактические методические схемы большинства ее проблем.

Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов.

 


 

Лебедев, С.А. Философия науки: Терминологический словарь / С.А. Лебедев. - М.: Академический Проект, 2011. - 270 с.

 

Данный словарь по философии науки представляет систему основных понятий одной из философских дисциплин, имеющих важное теоретическое и практическое значение для понимания не только феномена современной науки, ее чрезвычайно сложной структуры и закономерностей развития, но и взаимодействия ее с другими подсистемами культуры и общества (философией, практическими потребностями, техникой, экономикой, образованием, идеологией, творческим потенциалом человека).

Особенно полезным словарь должен стать для студентов и аспирантов, изучающих эпистемологию, историю и философию науки, научных сотрудников, преподавателей вузов, а также всех, кто интересуется философскими проблемами современной науки и ее различных отраслей.   

 

 

 

Липский, Б.И. Философия: учебник для бакалавров / Б.И. Липский, Б.В. Марков; СПбГУ. - 2-е изд. - М.: Юрайт, 2013. - 508 с.

 

Учебник не только предполагает ознакомление учащихся с основными направлениями и содержанием философского дискурса, но и рассчитан на то, чтобы научить студентов философствованию, т.е. самостоятельному размышлению над реальными жизненными проблемами. Основное содержание учебника связано с такими разделами философского знания, как онтология (учение о бытии), гносеология (учение о познании), философская антропология (учение о человеке), социальная философия и философия истории. Авторы обращают внимание на трансформацию вопросов современной науки, культуры и политики в эпоху глобализации. Такой подход делает более интересным и увлекательным освоение сложных философских проблем. При изложении материала использованы достижения мировой философии.

Для студентов нефилософских специальностей, изучающих философию как общеобразовательный предмет гуманитарного и социально-экономического цикла.


Николаева, Л.С. Философия: экзаменационные ответы: учебное пособие / Л.С. Николаева, С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 383 с. - (Сдаем экзамен).

 

Пособие написано в соответствии с Государственным образовательным стандартом, содержит ответы на экзаменационные вопросы по философии. Раскрывает важные понятия и термины предмета, дает ответы на все актуальные вопросы.

Использование пособия максимально облегчит подготовку к экзамену и позволит получить высокий экзаменационный балл.

Для студентов вузов.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Попкова, Н.В. История философских идей: введение в историю философии / Н.В. Попкова. - М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2018. - 441 с.

 

В настоящем пособии дается краткое изложение основных философских концепций; представлены наиболее существенные материалы, освещающие историю философии. Основной акцент делается на преемственности философских идей и на содержании философских дискуссий разных исторических эпох. Показано современное состояние философского знания, изложены его основные принципы. Пособие предназначено для студентов и аспирантов нефилософских специальностей, преподавателей философии и всех, кто интересуется развитием гуманитарного знания и его современным состоянием.

 


Рузавин, Г.И. Философия науки : [учеб. пособие для вузов] / Г.И. Рузавин. - 2-е изд. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 400 с.

 

В вводной части книги рассматриваются основные концепции современной философской науки. Вторая часть посвящена анализу структур эмпирического и теоретического знания, а также развития научного знания. В третьей части обсуждаются проблемы методологии науки и дается анализ основных методов современной науки.

Для студентов, аспирантов, а также широкого круга читателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Степин, В.С. История и философия науки: учебник для системы послевуз. проф. образования / В.С. Степин; Ин-т философии РАН, ГАУГН. - М.: Академический Проект, 2012. - 423 с.

 

Книга написана в соответствии с программой кандидатского минимума для аспирантов и соискателей. В ней прослеживается, как возникла наука в ходе развития культуры и цивилизации, каковы отличия науки от других форм познания. Анализируются структура и динамика научного знания, историческое изменение типов научной рациональности, связи науки и философии, социокультурная обусловленность научного исследования. Проблематика философии науки анализируется на конкретном материале истории науки.

 


 

Философия: учебник / А.В. Аполлонов [и др.]; под ред.: А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А В. Разина; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 6-е изд. – М.: Проспект, 2013. - 670 с.

 

Данная книга представляет собой последнее, шестое издание классического учебника философии авторского коллектива МГУ им. М. В. Ломоносова.
Здесь нашли отражение все основные компоненты вузовского курса философии. Учебник знакомит с историей развития философской мысли, основными проблемами современной философии. Значительное внимание уделено философским теориям XX века, освещены основные разделы современного философского знания - онтология, теория познания, социальная Философия, этика, эстетика и др. Отличительная черта учебника - наличие глав по философии науки и техники, изучение которых необходимо в аспирантуре. Глубина и точность изложения материала обеспечиваются тем, что каждая глава написана и отредактирована специалистами в соответствующей области.

Рекомендуется студентам и аспирантам высших учебных заведений.

 


Философия науки. Общий курс: учебное пособие для университетов / С.А. Лебедев [и др.]; под ред. С.А. Лебедева. - 4-е изд. - М.: Академический проект, 2006. - 736 с. - (Gaudeamus).

 

Учебное пособие написано коллективом ученых и преподавателей МГУ им. М.В. Ломоносова и РАН Оно адресовано аспирантам всех специальностей для подготовки к экзамену по кандидатскому минимуму «История и философия науки». Учебное пособие апробировано на кафедре философии Института переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук МГУ им. М.В. Ломоносова.

Рекомендуется также студентам, магистрам, преподавателям, научным работникам, всем, кто интересуется проблемами философии науки.

 

 

 

 

 

 

 

 


Философские подходы к оптимизации очного и дистанционного образования: методические указания / сост.: В.И. Курашов, Н.М. Курашова, И.И. Чечеткина; Минобрнауки России.- Казань: Изд-во КНИТУ, 2021.

 

Проводится анализ современной ситуации в системе образования, включая проблемы цифровизации, предлагаются принципы стратегии эффективного обучения студентов.

Предназначены для преподавателей и студентов всех специализаций и уровней обучения.

Подготовлены на кафедре философии и истории науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Хрусталев, Ю.М. Философия: учебник / Ю.М. Хрусталев; рец.: Е Н. Князева, А.Н. Чумаков. - М.: Академия, 2011. - 320 с.

 

В учебнике изложен новый курс философии. Историко-философский материал учебника сопряжен с осмыслением явлений, происходящих в сфере охраны жизни и здоровья людей, интеллектуально-нравственного развития современного человека.

Для студентов учреждений высшего профессионального образования.