Сменить язык:

Институт органической и физической химии им. А. Е. Арбузова

Обособленное структурное подразделение ФГБУН "Федеральный исследовательский центр "Казанский научный центр РАН"

Пресса и ТВ

Супрамолекулярная химия 06 августа '24

Научно-популярный фильм о супрамолекулярной химии.

Школа фосфорорганической химии 25 июля '24

Научно-популярный фильм о фосфороорганической химии.

Академики Арбузовы 05 июля '24

Научно-популярный фильм о выдающихся химиках –  академиках отце и сыне Арбузовых.

От конспекта до научного проекта

 

 

 

Аристер, Н.И. Управление диссертационным советом: практическое пособие / - Под общ. ред. проф. Ф.И. Шамхалова. - 3-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 464 с. – (Менеджмент в науке.).

 

На основе обобщения опыта работы диссертационных советов рассматривается система планирования и организации их деятельности. Особое внимание уделено внутреннему контролю деятельности советов, системе работы с соискателями, научными руководителями и оппонентами, подготовке документов на всех стадиях аттестационного процесса.

Для руководителей и членов диссертационных советов, оппонентов, научных руководителей, соискателей ученых степеней, а также для всех, кто изучает рассматриваемые проблемы.

 

Канке, В.А. История, философия и методология естественных наук: учебник для магистров / В.А. Канке; НИЯУ "МИФИ". - М.: Юрайт, 2019. - 506 с.

 

Учебник представляет собой оригинальное изложение истории, философии и методологии физики и химии. Философия физики и химии анализируется в систематическом виде на основе теории концептуальных переходов. Большое значение придается новейшим концепциям. Для наиболее эффективного усвоения теоретического материала в книге после глав приведены контрольные вопросы, тесты, задания, список рекомендуемой литературы. Издание также включает приложение, которое содержит словарь терминов, примерные темы рефератов, ответы к тестам и методические заметки для преподавателей.

 

 

Колесникова, Н.И. От конспекта к диссертации: учебное пособие по развитию навыков письменной речи. - М.: Флинта: Наука, 2002. - 288 с.

 

Учебное пособие развивает умение создавать собственные  и вторичные научные тексты (тезисы, конспект, аннотации, рефераты, курсовые и дипломные работы, диссертацию).

Для студентов, аспирантов и преподавателей.

 

 

Коробкина, З.В. Наука, которую мы можем потерять: размышления о судьбах ученых в современной России. - М.: Логос, 2003. - 304 с.

 

Рассматриваются проблемы развития отечественной науки в советский период и на современном этапе. Автору удается показать их изнутри - глазами самих ученых. Сопоставляется состояние науки в России и за рубежом. Особое внимание уделяется моральным аспектам науки и ответственности ученых перед человечеством и природой.

Для ученых, организаторов научных исследований и разработок, специалистов-науковедов. Представляет интерес для широкого круга читателей.

 

 

Кузьменкова, Ю.Б. Презентация научных проектов на английском языке. Книга для преподавателей: учебное пособие для студентов вузов и аспирантов. – М.: Изд-во Московского университета, 2012. - 138 с.

 

Данный курс, ориентированный на практику англоязычного академического общения, содержит большое количество тематически организованных речевых оборотов, характерных для современного научного дискурса, и тренировочных заданий, нацеленных на развитие навыков научного письма и устной презентации. Он предназначен для студентов старших курсов, занимающихся написанием проектов на английском языке, аспирантов и научных работников, которым потребуется представить результаты своих исследований англоговорящей аудитории в устной форме - на международных конференциях или письменно - при подготовке материалов к публикации в зарубежном издании. Имеющийся учебный материал может быть также полезен при обучении написанию любого научного текста.

 

 

Кукушкина В.В. Организация научно-исследовательской работы студентов (магистров): учеб. пособие / В.В. Кукушкина. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 265 с.

 

Учебно-методическое пособие содержит разработки научно-исследовательских заданий с элементами НИР. Магистры познакомятся с информационным обеспечением НИРС и методами анализа результатов, научатся правильно составлять отчеты о научной работе, писать резюме для устного выступления. Практические задания в пособии помогут закрепить навыки классификации предметов исследований и написанию научной работы в магистратуре.

Для студентов-магистров, аспирантов, преподавателей высших учебных заведений.

 

Мейлихов, Е.З. Зачем и как писать научные статьи: научное издание / Е.З. Мейлихов. - 2-е изд. - Долгопрудный: ИД " Интеллект", 2014. - 160 с.

 

Открыв что-то новое, ученый должен рассказать об этом так, чтобы коллеги могли понять его. Это - не простая задача, но этому можно научиться. Хотя предлагаемое пособие не представляет собой исчерпывающего руководства по написанию научных трудов, оно "в первом приближении" отвечает на вопросы: Зачем писать статью? Когда писать статью? Вот только читают и ссылаются не на всех     

 

 

Наука России. От настоящего к будущему / под ред. В.С. Арутюнова,  Г.В. Лисичкина. - М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2009. - 512 с. - (Будущая Россия).

 

Авторы сборника, известные российские ученые и специалисты, представляющие разные области знания, анализируют состояние отечественной науки, наблюдаемые в ней процессы и тенденции, причины возникших проблем и возможные пути выхода из сложившейся ситуации.

Сборник предназначен для научных работников, преподавателей вузов, должностных лиц, политиков и общественных деятелей, участвующих в формировании государственной политики в области науки и образования, и всех тех, кому небезразлична судьба российской науки и страны в целом, поскольку Россия без развитой науки немыслима как держава мирового уровня.

 

Неворотин, А.И. Матричный фразеологический сборник: пособие по написанию научной статьи на английском языке. - СПб.: СпецЛит, 2001. - 205 с.

 

Матричный фразеологический сборник — это своеобразный каталог текстовых образцов из статей, отобранных из передовых англоязычных научных журналов и систематизированных с таким расчетом, чтобы при написании статьи по-английски российский исследователь без особых усилий смог бы найти примеры, пригодные для трансформации в текст собственной работы. Основой каждого примера из сборника служит матрица, которая, обеспечивая смысловые и синтаксические связи между элементами конкретного научного материала из образца, может быть использована для замены этого материала на другой. В сборник включено около двух тысяч образцов, что создает для пользователя возможность находить матрицы, пригодные для написания англоязычных текстов по самым разнообразным научным вопросам. В сборнике имеется словарь, который предлагает не только перевод, но и истолкование, а в ряде случаев и авторскую интерпретацию многих английских слов.

 

 

 

Новиков, А.М. Методология научного исследования: учебное пособие / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. - 4-е изд. - М.: ЛЕНАНД, 2017. - 270 с.

 

В настоящей книге с позиций системного анализа в логике современного проектно-технологического типа организационной культуры изложены основы методологии научного исследования (методологии науки, методологии научной деятельности) как учения об организации научной деятельности.

Работа предназначена для методологов науки, всех, кто интересуется проблемами научного исследования, в том числе студентов, аспирантов и докторантов

 

Пак, М.С. Методология и методы научного исследования для магистрантов химико-педагогического образования: учебное пособие / М.С. Пак. - СПб.: Лань, 2019. - 166 с.

 

В учебном пособии впервые рассматриваются важнейшие аспекты методологии, теории и практики научного исследования по актуальным проблемам современного образования в средней и высшей школе. В пособии особое внимание уделяется раскрытию сущности ключевых методологических понятий, вопросам обеспечения качества научного исследования в области химического и химико-педагогического образования посредством применения интегративной методологии, предпочтительных методологических подходов, методов и других средств. Учебное пособие адресовано магистрантам химического образования по направлению "Педагогическое образование". Пособие представляет интерес для бакалавров химико-педагогического образования, аспирантов, докторантов и соискателей ученых степеней, а также для преподавателей вузов, методистов, школьных учителей химии, занимающихся актуальными научными проблемами современного химического и химико-педагогического исследования. 

 

 

Причинность и телеономизм в современной естественно-научной парадигме / Институт философии, Российский гуманитарный научный фонд; Институт философии, Российский гуманитарный научный фонд. - М.: Наука, 2002. - 288 с

 

На основе методологического анализа достижений физико-математических наук, новейшей биологии и социальных наук анализируются тенденции изменения представлений о причинности и детерминизме, наметившиеся в современном научном познании.

Книга для философов, социологов, всех интересующихся вопросами методологии науки.

 

 

Резник, С.Д.    Аспирант вуза: технологии научного творчества и педагогической деятельности: учеб. пособие. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 520 с. - (Менеджмент в науке).

 

Рассматриваются содержание, система и технологии обучения в аспирантуре, подготовка к самостоятельной научной деятельности, методология научного творчества, даются рекомендации по написанию, оформлению и защите кандидатской диссертации.

Для аспирантов и соискателей ученых степеней, а также для студентов, желающих посвятить себя научной и педагогической деятельности.

 

 

Рузавин, Г.И. Философия науки: учеб. пособие для вузов. - 2-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 400 с.

 

В вводной части книги рассматриваются предмет и основные концепции современной философской науки. Вторая часть посвящена анализу структур эмпирического и теоретического знания, а также развития научного знания. В третьей части обсуждаются проблемы методологии науки и дается анализ основных методов современной науки.

Для студентов, аспирантов, а также широкого круга читателей.

 

 

 Степин, В.С. История и философия науки: учебник для системы послевуз. проф. образования / В. С. Степин; Ин-т философии РАН, ГАУГН. - М.: Академический Проект, 2012. - 423 с.

 

Книга написана в соответствии с программой кандидатского минимума для аспирантов и соискателей. В ней прослеживается, как возникла наука в ходе развития культуры и цивилизации, каковы отличия науки от других форм познания. Анализируются структура и динамика научного знания, историческое изменение типов научной рациональности, связи науки и философии, социокультурная обусловленность научного исследования. Проблематика философии науки анализируется на конкретном материале истории науки.

 

 

 

Степин, В.С. Философия и методология науки. Избранное: научное издание / В.С. Степин. - М.: Академический Проект, 2015. - 717 с.

 

В книге представлена концепция структуры и динамики научного познания, разработанная B.C. Степиным и имеющая широкий круг приложения в методологии естественных, технических и социально-гуманитарных наук. Проанализированы структуры и функции оснований науки (научной картины мира, идеалов и норм исследования, философских оснований) в процессах генерации нового научного знания и его включения в поток культурной трансляции. Особое внимание уделено анализу исторических типов научной рациональности, критериям их различения, их роли в качестве ценностей культуры техногенной цивилизации.

Книга адресована ученым, преподавателям, аспирантам и студентам, а также широкому кругу читателей, интересующихся проблемами философии и методологии научного познания.