Сменить язык:

Институт органической и физической химии им. А. Е. Арбузова

Обособленное структурное подразделение ФГБУН "Федеральный исследовательский центр "Казанский научный центр РАН"

Пресса и ТВ

Таяну ноктасы 09 февраля '24

На телеканале ТНВ в передаче «Таяну ноктасы» («Точка опоры») выступили и рассказали на татарском языке об успехах ИОФХ наши ученые Кадиров М.К. и Низамеев И.Р.

Алексей Калачев, КазНЦ РАН: «Санкции – это независимая оценка значимости проводимых нами исследований» 08 февраля '24

Лекарство от рака и квантовые технологии — какие еще открытия казанских ученых потрясут мир?

Методология философских наук (Учебные издания для аспирантов)


 

Актуальные проблемы философии науки: учебное пособие / М.И. Терехина [и др.]. - М.: Флинта: Наука, 2015. - 144 с.

 

Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой кандидатского экзамена по истории и философии науки. Основное внимание уделено философскому анализу современных проблем науки как специфической системы знания, формы духовного производства и социального института; методологии научного исследования; роли науки в жизни человека и общества.

Для аспирантов и соискателей, готовящихся к кандидатскому минимуму, а также для научных работников и всех интересующихся проблемами философии науки. 

 


 

Борзенков, В.Г. Философия науки. На пути к единству науки: учебное пособие / В.Г. Борзенков. - М.: КДУ, 2008. - 320 с.

 

В пособии рассматривается широкий круг вопросов: от формирования философии науки в её современном понимании, вопросов природы, структуры и динамики науки до важнейших вопросов философских оснований науки в целом, таких, как причинность и телеология, наука и ценности, объяснение и понимание.

Учебное пособие предназначено для изучающих и преподающих курс «История и философия науки».

 


 

Борисов, С.В. Наука глазами философов: Что было? Что есть? Что будет?: учебное пособие / С.В. Борисов. - М.: Флинта: Наука, 2015. - 366 с.

 

Специфика данной книги в том, что она дает читателю возможность погрузиться в философскую рефлексию по поводу истории и методологии науки. Читатель вовлекается в процесс философствования посредством диалоговой формы изложения материала.

Для студентов и аспирантов, изучающих дисциплину "История и философия науки", а также для тех, кто готовится к экзаменам кандидатского минимума.   

 


 

Вернадский, В.И. Философия науки. Избранные работы: учебное издание / В.И. Вернадский. - М.: Юрайт, 2019. - 459 с.

 

В книге публикуются последние работы В.И. Вернадского «Научная мысль как планетное явление» и серия очерков, объединенных под заглавием «Пространство и время в неживой природе», которые в 1975 и 1977 гг. были изданы под общим названием «Размышления натуралиста». Издание содержит, кроме того, малоизвестные фрагменты незавершенных работ, наброски речей и докладов, выдержки из дневников и писем ученого, в которых обсуждаются философские и социальные вопросы науки.

 


 

История и философия науки: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Н.В. Бряник [и др.]; - М.: Юрайт; Екатеринбург: Изд-во Урал.  ун-та, 2019. - 290 с.

 

В пособии рассматриваются вопросы истории науки от зарождения до современной стадии постнеклассической науки, эволюция и основные концепции современной философии науки, а также философские проблемы основных подсистем науки математических, естественных, социальных, гуманитарных и технических наук. В книгу также вошли концептуальные фрагменты избранных философских текстов, позволяющие читателям составить представление о состоянии и проблемах отечественной и зарубежной философии науки XX-XXI вв.

 


 

Канке, В.А. История, философия и методология естественных наук: учебник для магистров / В.А. Канке; НИЯУ "МИФИ". - М.: Юрайт, 2019. - 506 с.

 

Учебник представляет собой оригинальное изложение истории, философии и методологии физики и химии. Философия физики и химии анализируется в систематическом виде на основе теории концептуальных переходов. Большое значение придается новейшим концепциям. Для наиболее эффективного усвоения теоретического материала в книге после глав приведены контрольные вопросы, тесты, задания, список рекомендуемой литературы. Издание также включает приложение, которое содержит словарь терминов, примерные темы рефератов, ответы к тестам и методические заметки для преподавателей.

 


 

Канке, В.А. Философские проблемы науки и техники: учебник и практикум для магистратуры / В.А. Канке; Обнинский институт атомной энергетики НИЯУ МИФИ. - М. : Юрайт, 2019. - 289 с.

 

В учебнике обстоятельно и интересно представлены наиболее актуальные философские проблемы всех двадцати отраслей современной науки и техники. Излагаются идеи ведущих философов науки России и зарубежных стран. Автор опирается на концепции, разработанные им в нескольких десятках научных и учебных монографий, в частности на теорию концептуальной трансдукции.

 


 

Канке, В.А. Философия математики, физики, химии, биологии: учеб. пособие / В.А. Канке. - М.: КНОРУС, 2011. - 368 с.

 

Рассматриваются актуальные проблемы и новейшие тенденции развития философии математики, физики, химии и биологии. Особое внимание уделяется концептуальным переходам внутри теории, а также интертеоретическим и интеротраслевым отношениям. Компактность изложения сочетается с концептуальной и дидактической ясностью.

Для студентов старших курсов университетов, магистрантов и аспирантов. Представляет интерес для философов, математиков, физиков, химиков, биологов, а также для широкого круга читателей.

 


 

Курашов, В.И. История и философия медицины в контексте проблем антропологии: учеб. пособие / В.И. Курашов. - М.: КДУ, 2012. - 368 с.

 

Данная книга - современное учебное пособие, в котором изложены естественно-научные, философские и религиозные взгляды на антропологию, медико-биологические науки и медицинскую практику. Рассматривается познание человеком самого себя и своего места в мире в контексте общих проблем здоровья и болезни, жизни и смерти, физического и морального добра и зла, методологических проблем диагностики и лечения. Автор, опираясь на многочисленные медицинские, духовные и философские труды, а также на результаты собственных историко-философских исследований, убедительно доказывает, что история и философия медицины - область, которая полезна не только для медика-теоретика, но и медика-практика. Главный постулат пособия - эффективно лечить человека без знания антропологии, методологии науки, общих принципов лечения и их истории невозможно - многократно подтверждается как знаменитыми мыслителями прошлого, так и современными специалистами.

 


Курашов, В.И. История и философия химии: учебное пособие / В.И. Курашов. - 2-е изд. - М.: КДУ, "Университетская книга", 2019. - 354 с.

 

Книга заполняет вакуум, который имеет место между неполнотой конкретного содержания работ философов науки и неисчислимым богатством содержания естественных наук в их многовековой истории. Второе издание исправлено и дополнено на основании многолетнего опыта работы автора в вузах. Наряду с литературными источниками автор опирался на опыт работы и результаты собственных исследований и сотрудничества со специалистами в областях химии, физики, физической химии, биофизики, биохимии и биотехнологии.

 

 


Курашов, В.И. Теоретическая, социальная и практическая философия: учебное пособие / В.И. Курашов. - М.: КДУ, 2016. - 450 с. 

 

В пособии в предельно краткой форме представлены основы философских знаний, относящихся к онтологии и теории познания, истории философии, философской антропологии, социальной философии, взаимосвязи философии с наукой, религией, интеллектуальной культурой и культурой повседневности. Издание является своеобразной авторской энциклопедией философских знаний и находится в преемственной связи с предшествующими изданиями автора. Издание является одновременно учебным пособием и научной монографией. Книга представляет интерес для профессиональных философов и для всех, кто задается вопросами о мироустройстве и месте человека в нем.

 


 

Курашов, В.И. Философские афоризмы и житейские мудрости: научно-популярная литература / В.И. Курашов. - М.: КДУ, 2018. - 48 с.

 

Книга содержит признанные в научных кругах и среди широкой общественности афоризмы и высказывания о философии, науке, образовании, здоровье и медицине, о счастье, смысле жизни, любви и семейных отношениях, о молодости и старости, обществе и его ценностях, об отношении к себе и принципах повседневной жизни.

Издание может быть использовано как учебное пособие при изучении философских дисциплин в университетах, а также как источник и повод для размышлений о нашей жизни.

 


 

Лебедев, С.А. Философия науки: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / С.А. Лебедев. - 2-е изд. - М. : Юрайт, 2019. - 299 с.

 

Пособие соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения и программе кандидатского экзамена для аспирантов и соискателей по дисциплине "История и философия науки". Учебное пособие состоит из двух частей: в первой изложено теоретическое содержание общей философии науки; во второй даны дидактические методические схемы большинства ее проблем.

Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов.

 


 

Лебедев, С.А. Философия науки: Терминологический словарь / С.А. Лебедев. - М.: Академический Проект, 2011. - 270 с.

 

Данный словарь по философии науки представляет систему основных понятий одной из философских дисциплин, имеющих важное теоретическое и практическое значение для понимания не только феномена современной науки, ее чрезвычайно сложной структуры и закономерностей развития, но и взаимодействия ее с другими подсистемами культуры и общества (философией, практическими потребностями, техникой, экономикой, образованием, идеологией, творческим потенциалом человека).

Особенно полезным словарь должен стать для студентов и аспирантов, изучающих эпистемологию, историю и философию науки, научных сотрудников, преподавателей вузов, а также всех, кто интересуется философскими проблемами современной науки и ее различных отраслей.   

 

 

Липский, Б.И. Философия: учебник для бакалавров / Б.И. Липский, Б.В. Марков; СПбГУ. - 2-е изд. - М.: Юрайт, 2013. - 508 с.

 

Учебник не только предполагает ознакомление учащихся с основными направлениями и содержанием философского дискурса, но и рассчитан на то, чтобы научить студентов философствованию, т.е. самостоятельному размышлению над реальными жизненными проблемами. Основное содержание учебника связано с такими разделами философского знания, как онтология (учение о бытии), гносеология (учение о познании), философская антропология (учение о человеке), социальная философия и философия истории. Авторы обращают внимание на трансформацию вопросов современной науки, культуры и политики в эпоху глобализации. Такой подход делает более интересным и увлекательным освоение сложных философских проблем. При изложении материала использованы достижения мировой философии.

Для студентов нефилософских специальностей, изучающих философию как общеобразовательный предмет гуманитарного и социально-экономического цикла.


 

Новиков, А.М. Методология научного исследования: учебное пособие / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. - 4-е изд. - М.: ЛЕНАНД, 2017. - 270 с.

 

В настоящей книге с позиций системного анализа в логике современного проектно-технологического типа организационной культуры изложены основы методологии научного исследования (методологии науки, методологии научной деятельности) как учения об организации научной деятельности.

Работа предназначена для методологов науки, всех, кто интересуется проблемами научного исследования, в том числе студентов, аспирантов и докторантов.

 


 

Пак, М.С. Методология и методы научного исследования для магистрантов химико-педагогического образования: учебное пособие / М.С. Пак. - СПб.: Лань, 2019. - 166 с.

 

В учебном пособии впервые рассматриваются важнейшие аспекты методологии, теории и практики научного исследования по актуальным проблемам современного образования в средней и высшей школе. В пособии особое внимание уделяется раскрытию сущности ключевых методологических понятий, вопросам обеспечения качества научного исследования в области химического и химико-педагогического образования посредством применения интегративной методологии, предпочтительных методологических подходов, методов и других средств. Учебное пособие адресовано магистрантам химического образования по направлению "Педагогическое образование". Пособие представляет интерес для бакалавров химико-педагогического образования, аспирантов, докторантов и соискателей ученых степеней, а также для преподавателей вузов, методистов, школьных учителей химии, занимающихся актуальными научными проблемами современного химического и химико-педагогического исследования. 

 


 

Пак, М.С. Теория и методика обучения химии: учебник / М.С. Пак. - 3-е изд. - СПб.: Лань, 2018. - 367 с.

 

В учебнике раскрываются актуальные аспекты методологии, теории и практики химического и химико-педагогического образования. Особое внимание уделяется дидактическим, методическим и технологическим основам обучения химии в контексте современных требований ФГОС основного и ФГОС среднего (полного) общего образования. 

Учебник предназначен для подготовки студентов-химиков бакалавриатов, магистратур, специалитетов педагогических вузов; будет полезен для аспирантов, докторантов, для школьных учителей химии, методистов, для слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки, для преподавателей вузов, для всех исследователей, занимающихся актуальными проблемами современного химического и химико-педагогического образования в средней и высшей школе.

 


 

Попкова, Н.В. История философских идей: введение в историю философии / Н.В. Попкова. - М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2018. - 441 с.

 

В настоящем пособии дается краткое изложение основных философских концепций; представлены наиболее существенные материалы, освещающие историю философии. Основной акцент делается на преемственности философских идей и на содержании философских дискуссий разных исторических эпох. Показано современное состояние философского знания, изложены его основные принципы. Пособие предназначено для студентов и аспирантов нефилософских специальностей, преподавателей философии и всех, кто интересуется развитием гуманитарного знания и его современным состоянием.

 


 

Степин, В.С. История и философия науки: учебник для системы послевуз. проф. образования / В. С. Степин; Ин-т философии РАН, ГАУГН. - М.: Академический Проект, 2012. - 423 с.

 

Книга написана в соответствии с программой кандидатского минимума для аспирантов и соискателей. В ней прослеживается, как возникла наука в ходе развития культуры и цивилизации, каковы отличия науки от других форм познания. Анализируются структура и динамика научного знания, историческое изменение типов научной рациональности, связи науки и философии, социокультурная обусловленность научного исследования. Проблематика философии науки анализируется на конкретном материале истории науки.

 


 

Степин, В.С. Философия и методология науки. Избранное: научное издание / В.С. Степин. - М.: Академический Проект, 2015. - 717 с.

 

В книге представлена концепция структуры и динамики научного познания, разработанная B.C. Степиным и имеющая широкий круг приложения в методологии естественных, технических и социально-гуманитарных наук. Проанализированы структуры и функции оснований науки (научной картины мира, идеалов и норм исследования, философских оснований) в процессах генерации нового научного знания и его включения в поток культурной трансляции. Особое внимание уделено анализу исторических типов научной рациональности, критериям их различения, их роли в качестве ценностей культуры техногенной цивилизации.

Книга адресована ученым, преподавателям, аспирантам и студентам, а также широкому кругу читателей, интересующихся проблемами философии и методологии научного познания. 

 


 

Философия: учебник / А.В. Аполлонов [и др.]; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 6-е изд. – М.: Проспект, 2013. - 670 с.

 

Данная книга представляет собой последнее, шестое издание классического учебника философии авторского коллектива МГУ им. М. В. Ломоносова.
Здесь нашли отражение все основные компоненты вузовского курса философии. Учебник знакомит с историей развития философской мысли, основными проблемами современной философии. Значительное внимание уделено философским теориям XX века, освещены основные разделы современного философского знания - онтология, теория познания, социальная Философия, этика, эстетика и др. Отличительная черта учебника - наличие глав по философии науки и техники, изучение которых необходимо в аспирантуре. Глубина и точность изложения материала обеспечиваются тем, что каждая глава написана и отредактирована специалистами в соответствующей области.

 


 

Харгиттаи, И. Откровенная наука. Беседы с корифеями биохимии и медицинской химии / И. Харгиттаи; под ред. М. Харгиттаи; пер. с англ. под общ. ред. П.М. Зоркого. - 2-е изд. - М.: ЛЕНАНД, 2020. - 544 с.

 

Книга И. Харгиттаи состоит из 36 бесед с выдающимися учеными XX века, работавшими в области биохимии, медицинской химии и смежных дисциплин, многие из которых были удостоены Нобелевской премии. Среди них: один из создателей модели пространственной структуры ДНК («двойной спирали») Дж. Уотсон; один из первооткрывателей явлений трансдукции и рекомбинации у бактерий Дж. Ледерберг; Ф. Сенгер, единственный ученый, получивший две Нобелевские премии по химии; М. Ниренберг, внесший решающий вклад в расшифровку генетического кода; первооткрыватель фактора роста нервов Р. Леви-Монтальчини; «отец» генной инженерии П. Берг,  и многие другие.  Неформальный стиль бесед предоставляет читателю возможность увидеть личность великих ученых, узнать не только их научные взгляды, но и их мнения по политическим, этическим, философским и другим вопросам.

 


 

Хрусталев, Ю.М. Философия: учебник / Ю.М. Хрусталев; рец.: Е Н. Князева, А.Н. Чумаков. - М.: Академия, 2011. - 320 с.

 

В учебнике изложен новый курс философии. Историко-философский материал учебника сопряжен с осмыслением явлений, происходящих в сфере охраны жизни и здоровья людей, интеллектуально-нравственного развития современного человека.

Для студентов учреждений высшего профессионального образования.